ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ (1837—1887).
ПОРТРЕТ СКУЛЬПТОРА МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1876
Масло, холст. 75x63,5
Встав, с момента основания Товарищества во главе передвижничества, Крамской был по существу идейным руководителем этого течения в искусстве. В живописи наряду с В. Г. Перовым Крамской был крупнейшим мастером, в значительной мере основоположником передвижнического портрета. Острый наблюдатель, человек недюжинного аналитического ума, он глубоко проникал в сущность человеческих характеров. Его портреты правдивы и достоверны. При безусловной схожести с моделью, они почти всегда обладают и чертами типическими. По ним можно судить о времени и о социальной принадлежности изображенного человека. Чаще всего Крамской писал художников, ученых, писателей, то есть людей того круга русской интеллигенции, к которому принадлежал сам. В созданной им портретной галерее современников отразились черты, характерные для русских демократов-просветителей 70-х — 80-х годов Портрет М. М. Антокольского принадлежит к числу лучших произведений Крамского. Работа несколько не закончена, и это не только не мешает, но скорее придает портрету большую живость. Страстный, темпераментный характер выдающегося скульптора передан достаточно верно. Независима, уверенна поза портретируемого, повернута гордо голова, горяч, напряжен и как-то по-особому тверд взгляд его больших глаз. Колорит портрета построен на тревожном сочетании красных и черных тонов с несколькими мазками.