С начала учебного года в школах России начнут преподавать новый предмет. С 2010 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» был введен в школьную программу в некоторых регионах страны.
Как и все новое, введение учебного предмета вызывает в обществе живой интерес и недоверие. Родители школьников из начальных классов высказывают самые разнообразные мнения. Кое-кто уверен, что связанные с религией предметы не должны преподаваться в школах свободного государства. Действительно, не вернемся ли мы постепенно к тому, что уроки будут начинаться с молитв, а при записи ребенка в школу у ответственных за него лиц станут требовать свидетельство о крещении? Иные родители тоже настроены против изучения школьниками основ религии, но совсем по другой причине: они не уверены, что светские учителя достаточно хорошо справятся со своей задачей.
Опасения большинства родителей преувеличены. Курс не будет иметь вероучительного характера, он имеет целью приобщение юных граждан к мировой культуре, которая переплетена с религией со времени появления человечества. Но тут встает новый вопрос: вопрос о качестве преподавания.
Учителя озадачены ничуть не меньше родителей. Чтобы вести новый предмет, учитель должен пройти курсы переподготовки. И вряд ли каждая школа сможет предоставить все 6 модулей на выбор, как это было задумано при разработке курса. Что же делать тем родителям, которые не согласны с выбором школьной администрации?
Оказывается, формально они имеют право водить ребенка в другую школу, где задействован для преподавания нужный модуль… на один урок в неделю. По результатам, полученным оттуда, будет производиться аттестация ученика. Ведь полностью отказаться от изучения курса, утвержденного Министерством образования и науки Российской федерации, нельзя. На практике учителя тихонько советуют родителям не усложнять себе жизнь, а те соглашаются, – как соглашаются с необходимостью нанимать репетиторов по обществознанию, приобретать школьную форму, которая не имеет утвержденного общегосударственного образца, но вводится школьной администрацией, как необходимая.
Часто директора школ, не в силах обеспечить полноценный выбор, но руководствуясь здравым смыслом, выбирают для преподавания самые нейтральные модули. Небезразличные к воспитанию детей родители могут познакомиться с программой обучения заранее. Например, модуль «Основы светской этики» включает такие уроки, как добро и зло, мораль, свобода и ответственность. Смогут ли учителя научить детей таким серьезным вещам за один час в неделю? Теме «этикет», по которой можно было бы рассказать столько полезного, тоже посвящен всего один урок.
Ну что же, слово за педагогами!