Полки магазинов уставлены всевозможными игрушками. Среди них особую популярность в последнее время имеют деревянные игрушки. Как найти среди них те, которые будут действительно полезны ребенку? В этом рейтинге представлены четыре номинации самых лучших деревянных игрушек. В статье описаны все достоинства этих игр, как их можно использовать в воспитании и развитии ребенка.
Большинство родителей считают, что развивающие игрушки – это те, которые учат читать, считать, писать и так далее. Но, по мнению многих психологов и педагогов, это глубокое заблуждение. Процесс развития ребенка заключается не в запоминании готовых знаний или тренировке навыков и умений. Я убеждена, что реальное развитие малыша происходит только если ребенок творит, придумывает, решает поставленную перед ним задачу сам.
Когда родители приходят в магазин покупать ребенку игрушку или ее доставляет курьерская служба после покупки в интернет-магазине, они не всегда учитывают ее педагогическую «полезность», развивающий потенциал. Игрушки выбирают чаще всего случайно, в силу каких-то внешних, поверхностных признаков (привлекательности, величины, желания угодить ребенку). Если почитать советы по выбору игрушек, чаще всего говорится о том, что игрушка должна, в первую очередь, «соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям». Однако игра — это не предмет гигиены, а прежде всего, средство развития малыша.
Ценность игрушки не зависит от ее стоимости, информативности, материала, из которого она сделана. Что же отличает хорошие развивающие игры для детей? Я думаю, прежде всего, психологическая безопасность. Игрушки должны прививать доброе и заботливое отношение ко всему, интерес к игре и знаниям. Главное также: развивающие игрушки должны стимулировать самостоятельную игру, пробуждать инициативу и позволять детям проявлять какие-то из заложенных в них способностей. Нужно, чтобы игры, в первую очередь, активизировали внутреннюю активность ребенка – его память, воображение, мышление и эмоции.
Деревянные игрушки – это уникальные развивающие игрушки. Они экологичны, безопасны, обладают мощным развивающим потенциалом благодаря своей многофункциональности и открытости. Основу нашего рейтинга деревянных игрушек составляет народная и традиционная игрушка. Лаконичность и целесообразность делают их идеальными развивающими играми. Я рекомендую покупать детям игрушки из чистого дерева или расписанные вручную. Они несут в себе энергетику живого материала и личности мастера, имеют свой характер, свою душу.
Итак, перейдем к четырем основным номинациям самых развивающих деревянных игрушек.
Номинация №1: «Самая универсальная игрушка».
В эту номинацию вошли «Звучащие шарики» фирмы «Вальда» (производство Россия).
Игрушка предназначена для детей до 5 лет. Она представляет собой набор из восьми шаров четырех звучаний, разных размеров. Шарики сделаны из натуральных материалов, окрашены в очень нежные и приятные тона.
Вообще, считаю, что игра с любыми шариками, мячиками идеальна для детей с рождения. Новорожденным такие игрушки дают четкие представления о форме и величине, развивают зрение; детей постарше знакомят с понятиями «крутится», «катится», а впоследствии, мяч становится любимой игрушкой детей для игр на улице и в воде.
Шарики, мячи относятся к самым универсальным игрушкам. Ведь очень важное качество хорошей игрушки — ее простота. Чем менее определенной является игрушка, тем она более универсальна. А значит, требует выдумки и открывает разнообразные возможности для игры. Шарики как будто сами просятся в руки и зовут играть. Но на первый взгляд даже непонятно, что с ними можно делать. А все что угодно! Это зависит от возраста, любознательности и фантазии ребенка.
Шарики фирмы «Вальда» имеют разное звуковое исполнение. Если их потрясти, они звучат. Новорожденным можно вкладывать эти шарики в ручки, показывать их, трясти ими, что развивает моторику, слух и зрение малыша. Можно сравнивать, как шарики звучат, как отличаются по размеру: большой, средний, самый маленький. Детям от трех лет предлагайте найти пару — одинаково звучащие шарики. В такой игре происходит развитие одного из самых важных органов чувств – слуха малыша.
Шарики имеют разный центр тяжести. Поэтому ваш кроха может с удовольствием их вращать, катать как по горизонтальной, так и по наклонной поверхности. Попробуйте устроить с ребенком игру-соревнование, которая называется доставка грузов: какой шарик укатится дальше, какой будет дольше крутиться, а можно даже попробовать вращать шарик по окружности.
Номинация №2: «Сохранение традиций».
Трудно найти более полезную для развития детей игрушку, чем матрешка! Собирая ее, ребенок каждый раз развивает свое логическое мышление, подлаживает руку. Матрешка помогает познакомить малыша с понятием «величины», способствует развитию навыков счета, ловкости, ручной умелости и точности движений, концентрации внимания. Игра с матрешкой внутренне успокаивает малыша. Вы, наверно, не раз видели, как заворожённый ребенок собирает матрешку, не обращая внимания ни на кого вокруг. Кроме того, эту игрушку можно использовать и в сюжетно-ролевой игре, стимулируя самостоятельную деятельность ребенка, навыки социальной активности. Например, помогите крохе разыграть какую-нибудь сценку, придумать историю про каждого из героев матрешки.
Номинация №3: «Возрождение сказки».
Среди деревянных игрушек есть так называемые образные игрушки, изображающие людей, животных, сказочные сюжеты, дома, фермы, элементы природы и зданий. С их помощью дети могут сочинять и разыгрывать различные сюжеты, что очень важно для развития воображения, формирования социального интеллекта.
В ассортименте игрушек фирмы «Томик» существуют объемные деревянные паззлы по мотивам русских народных сказок, например, «Колобок». В этой игрушке отлично сочетаются конструкция паззла и герои для режиссерской игры. Образы персонажей дают прекрасную возможность для разыгрывания русско-народной сказки. Очень хорошее исполнение деревянного паззла: разделенный на две смысловые части (жилище, в котором происходит рождение колобка и тропинка со зверями, которых он встречает), паззл составляет основу для разыгрывания сюжета. Постепенное собирание паззла помогает сделать сказку наглядной. Поэтому у ребенка правильно формируется чувство времени.
Герои «Колобка» являются героями множества сказок. Это дает возможность фантазировать: использовать этих персонажей в самых разнообразных играх, в которых можно помочь малышу почувствовать себя автором сказочных историй.
Игрушки фирмы «Томик» очень качественно сделаны, раскрашены вручную, краски – очень мягкие, приглушенные.
В ассортимент сенсорно-моторных деревянных игр включено большое количество современных развивающих и дидактических игрушек: рамки-вкладыши, деревянные паззлы, шнуровки. Они направлены на развитие сенсомоторной координации, которая состоит в согласованности восприятия и действия руки и глаза (игрушки для простых действий и манипулирования).
В четвертую номинацию нашего рейтинга вошла замечательная развивающая игра, придуманная великим итальянским педагогом Марией Монтессори.
Номинация № 4: «Самостоятельные открытия».
Для развития мышления, ручек малыша необыкновенно полезно познакомить ребенка с развивающей игрой «Рамки и вкладыши Монтессори». Лучше всего подойдут покупные деревянные игры фирмы «Оксва».
Вот как можно играть с совсем маленькими детками до года. Сначала покажите и назовите ребенку все вкладыши. Первыми узнаваемыми фигурками должны стать треугольник, овал, круг и квадрат. Малышу будет удобнее рассмотреть геометрические фигуры, если выложить их на какую-нибудь однотонную поверхность.
Показывая ребенку по одной фигурке, дайте ему все вкладыши, чтобы он самостоятельно рассмотрел и пощупал их. Затем сделайте крохе коробочку (или возьмите какую-нибудь готовую баночку): пусть он кладет вкладыши в емкость и высыпает их обратно. Так можно играть много раз. Таким образом, вы познакомите малыша со всеми фигурами комплекта.
После предварительного знакомства с геометрическими вкладышами дайте ребенку освоить рамки. Обязательно описывайте фигуры, в которых проделано отверстие. Например, говорите: «Это круглая дырка», «Посмотри, это круг…» Затем покажите малышу рамку «круг» и соответствующий вкладыш. На глазах у ребенка то закрывайте, то открывайте «окошко», проговаривая каждое из своих действий. Потом оставьте окошко закрытым и предложите малышу самому открыть его. Возможно, сразу ребенок не сообразит, что надо делать. Тогда возьмите руку малыша, направьте к рамке, помогите ухватиться и откройте, закройте «окошко» вместе. Повторите игру несколько раз. В следующий раз возьмите другую рамку.