Учеными давно доказана связь между мелкой моторикой и развитием речи ребенка. Это обусловлено тем, что центры мозга, отвечающие за речевое развитие, формируются под воздействием нервных импульсов, возникающих при работе мелких мускулов рук.
Новорожденному малышу можно делать массаж пальчиков и предлагать для захвата различные материалы. Более старший ребенок уже с увлечением будет брать в ручки кубики или крупные детали конструктора lego и пытаться создавать из них простейшие модели.
Пазлы способствуют не только развитию мелкой моторики, но и учат ребенка видеть целое в разрозненных кусках, приучают к вниманию и усидчивости. Для самых маленьких следует выбирать пазлы с небольшим количеством крупных элементов, расположенных на подложке. Обычно на подложке таких пазлов имеется контурный рисунок нужной детали. Так ребенку намного проще начинать осваивать эту увлекательную игру. С возрастом количество элементов увеличивается, а размер их становится меньше. Исчезают и подсказки на подложке.
Для маленьких детей, для дошкольников и младших школьников, конструктор остается самой увлекательной развивающей игрушкой. Блочные игрушки лего или деревянные модели способствуют развитию пространственного воображения, умения следовать заданной схеме, но, в то же время, развивают фантазию ребенка. И, конечно, его мелкую моторику. При освоении навыков письма во время подготовки к школе это становится особенно необходимо.
Прекрасно развивают мелкую моторку и глазомер такие игрушки как вкладыши и шнуровки. Вкладыши представляют собой рамку с вставляющимися в нее различными фигурами. Для малышей такие рамки, так же, как и пазлы, снабжаются подложкой с подсказкой. Но достаточно быстро ребенок понимает, что требуется сделать и в подсказках не нуждается.
Шнуровки могут различаться по сложности. Самые простые предполагают продевания шнурка в дырочки различных интересных предметов (например шнуровка ботинка), но есть и достаточно сложные наборы со шнуровками, которые предполагает изготовление объемных фигур путем соединения деталей шнурком в определенной последовательности.