Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.
Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил старшим место, помог маме нести покупки, заступился за младшего, по собственной инициативе навел порядок в комнате и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз.
Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.
Расстроенный, взволнованный мальчик подходит к воспитателю:
— Я нечаянно опрокинул цветок. Его приготовили, чтобы пересадить, а я задел.
— Хорошо, что сказал об этом,— говорит педагог. — Сейчас мы вместе приведем все в порядок.
Прибегая к поощрениям как к корректировке поведения дошкольника, не следует забывать о чувстве меры. Если ребенка хвалят за каждый пустяк, то данный метод воспитания теряет свой смысл. В одном случае дети привыкают к похвалам и не обращают на них внимания, в другом — начинают многое делать напоказ, хотя в сущности выполняют свои повседневные обязанности. Захваливание детей, не обладающих в достаточной степени сдержанностью и скромностью, приводит к самолюбованию, позерству, «примерному» поведению лишь в присутствии взрослых.
Следует также предостеречь родителей от мнения, будто в воспитании ребенка можно многого добиться одними поощрениями.
Лена привыкла, что дома ее всегда и за все хвалят. Раскрасит рисунок и идет к соседям показывать, уберет свои игрушки на место и бежит к маме:
— Правда, я молодец?
— Молодец! Ты ж ведь у меня самая лучшая.
И так изо дня в день. Девочка настолько привыкла к похвалам, что даже замечания в мягкой форме вызывали у нее слезы. Особенно трудно было ей первое время в детском саду. Нелегко оставаться незамеченной, например усидеть на занятиях и не выскакивать с ответом, ожидая, когда тебя вызовут. Обидно, когда не хвалят за то, что помогла малышу завязать шарф, убрала свою постель, т. е. поступила так, как все дети. Ведь дома подобные дела расценивались как что-то необыкновенное, а здесь ни у кого не вызывают восторгов.
Немало пройдет времени, прежде чем девочка поймет, что похвалу надо заслужить. Так, поощрение, применяемое непродуманно, наносит ущерб воспитанию положительного поведения.
Есть еще одно условие, которое нельзя не учитывать: поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.
Для того чтобы закрепить у шестилетнего сына желание чистить зубы на ночь без напоминания взрослых, мать иногда говорила бабушке так, чтобы слышал мальчик:
— Виталик все делает, как папа. Теперь ему и напоминать не приходится, чтобы он чистил зубы.
Это имело успех (сын очень хотел быть похожим на папу!). Но… день ото дня процедура с чисткой зубов стала у родителей занимать все больше и больше времени, так как мальчик не хотел ложиться спать. Однако мать не торопила сына, хотя и понимала его уловку. Будучи требовательной в одном, она проявляла снисходительность и другом, в результате режим у ребенка был нарушен.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с Потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании со все возрастающими требованиями они приносят желаемый результат.
Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей.
Если у взрослых сложились теплые, сердечные отношения с ребенком, то наградой может быть и улыбка, и выразительный жест, и кивок головы, и теплое слово. Вовремя подбодрить, одобрить, сказать доброе слово («Не робей, ты ведь смелый», «Постарался — вот и получилось», «У нас в группе все послушные, и Вова — тоже»)—эффективное средство формирования положительного поведения дошкольника.
В старшей группе справляли день рождения Антона. Его поздравляли, читали стихи, пели песни, танцевали, пили чай с праздничным пирогом. Но самое большое впечатление на мальчика произвели слова воспитателя:
— Антон вполне заслужил подарок: хорошо себя вел, помогал малышам, был всегда вежливым. Дом.а он тоже ведет себя хорошо, слушается папу, маму и бабушку, внимателен и ласков с маленькой сестренкой. Сразу видно, что он повзрослел на целый год и стал совсем большой.
На следующий день, рассматривая подаренный ребятами альбом с рисунками, мальчик вспоминал:
— Мама, а ведь Елена Васильевна сказала, что я заслужил подарок, потому что хорошо себя вел! — И, немного подумав, добавил:
— Мама, если тебе надо идти в магазин — иди, я побуду с Аленкой. Я ведь уже совсем большой.
Слова одобрения утверждают ребенка в правильности поведения, вселяют уверенность в свои силы.
Особенно ощутимо поощрение, основанное на методе естественных последствий.
— Молодец, что догадался помочь, мы быстро управились с делами, и теперь у нас осталось время почитать.
Ребенок понимает, что заслужил награду благодаря хорошему, правильному поступку.
Иногда можно за примерное поведение пообещать (и уж, конечно, обещание выполнить!) съездить за город, в парк, сходить на детский сеанс в кино и т. п.
Одним из важных средств поощрения являются подарки, однако прибегать к ним рекомендуется лишь в исключительных случаях, иначе ребенок может начать действовать из корыстных побуждений. Поощрение в виде игрушки, книжки, лакомства вполне возможно, но его нельзя превращать в подкуп: ты нас будешь слушаться, мы тебе — подарок.
Воспитатель должен применять в каждом конкретном случае определенную форму поощрения.
Галя — робкая, застенчивая девочка. Это нередко являлось причиной того, что она боялась признаваться в своем поступке. Именно поэтому педагог каждый раз подчеркивала, что девочка поступает правильно, честно, признаваясь в своей вине. Такой прием стимулирует хорошее поведение, вселяет чувство уверенности.
Особенно целесообразно поощрять положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во-первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во-вторых, показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным детям. ‘
Активный пример сверстников — один из распространенных в практике методов поощрения. Он основан на детском стремлении к подражанию и потому особенно эффективен. Пример оказывает еще большее воздействие, если сочетается со словом взрослого, направляющим ребенка на восприятие положительного поведения. Это дает возможность дошкольнику на практике приобретать опыт послушания. Если слово взрослого направляет ребенка на сознательное восприятие положительного примера, побуждает его к действию, то сам пример как бы вооружает его конкретными представлениями о возможных формах поведения в определенных ситуациях: «Поступил как настоящий товарищ — сам вызвался помочь Тане»; «Машенька всегда делится тем, что у нее есть, поэтому и другие ребята для нее ничего не жалеют»; «Настя помогла малышам. Так всегда поступают старшие».
Ссылки на пример широко используются и педагогами и родителями. Но, к сожалению, взрослым иногда изменяет чувство меры. Они то и дело говорят: «Берите пример с Вовы», «Вот какой у нас хороший Вова», «Вова молодец, не то что ты» и т. д. В результате образцовый мальчик невольно меркнет в глазах детей и, пожалуй, кроме чувства неприязни, ничего не вызывает. В этом случае пример перестает быть заманчивым для детей. Да и сам образец вряд ли получит пользу от такого преувеличенного к себе внимания.
Своеобразным поощрением может явиться рассказ о примерном поведении, хорошем поступке сына или дочери в кругу семьи или знакомых людей, мнение которых не безразлично ребенку. Всего несколько добрых фраз в присутствии дошкольника оказывают на него положительное влияние, принося удовлетворение от того, что его поведение оценивается положительно.
— Аленушка сегодня порадовала меня. Я задержалась на работе и пришла за ней в детский сад немного позже, но она не скучала без дела, а помогала няне убирать группу,— рассказывает мама, когда вся семья собралась за вечерним чаем.
Или:
— Посмотрите, какой порядок навели сегодня Ира и Миша. Все это они сделали сами, пока я готовила обед,— говорит бабушка возвратившимся с работы родителям.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.
Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д.
Безусловно, поощрение -трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов. Не может, например, явиться поощрением дело, не интересующее дошкольника. Если малышу стирка носового платка принесет удовольствие, так как это доверяют ему впервые, то подобное поручение старшие ребята выполняют без интереса. Только такого рода поручения, которые приносят детям удовольствие, создают чувство новизны, вызывают удовлетворение от затраченных усилий, воспринимаются детьми как поощрение.
Воспитатель может использовать и такой прием, как поручение ответственного, почетного дела:
— Коля хорошо справляется с обязанностями дежурного, знает, как ухаживать за растениями. Теперь ему можно доверить помогать тем ребятам, которые пока еще затрудняются все делать правильно.
Новое постоянное поручение обязывает, создает чувство ответственности. Кроме того, роль шефа необычна и выглядит для ребенка почетной.
Этот метод особенно эффективен по отношению к тем детям, которые не желают трудиться, и родители с трудом добиваются от них послушания.
Иногда полезно поощрить ребенка авансом за еще не совершенные им действия, выразив тем самым уверенность и доверие, что он не подведет старших: «Дочери не приходится напоминать, чтобы она вела себя хорошо, она ведь уже совсем большая», «Он внимательный, заботливый мальчик, радует нас своим поведением». Этот прием основывается на таких детских особенностях, как внушаемость, пробуждающееся самолюбие.
Если ребенку безразлично, как о нем отзываются, то здесь уже идет речь не о воспитании, а о перевоспитании. Иначе говоря, если дошкольник не .будет считаться с мнением окружающих, то станет поступать Так, как ему заблагорассудится. Вот почему так важно поддерживать в детях стремление заслужить положительную оценку их действий. Появляющаяся с возрастом осознанность хороших поступков будет влиять на поведение ребенка, создавая основу для активного послушания.